try24.gif (3634 bytes)

начальная страница | о кинотеатре

скоро на экране | прошедшие кинофильмы

музыка | фотоальбом | сценарии

dolby copy.GIF (1656 bytes)

ТАБУ

GOHATTO

 

.
Участник конкурсной программы МКФ в Канне 2000
Гран-при "Золотой Грифон" на Фестивале фестивалей в Санкт-Петербурге 2000
Участник внеконурсной программы ХХII Московского МКФ

Производство: Япония - Великобритания - Франция, 1999 год

Режиссер: Нагиса Ошима.

В главных ролях: Такеши (Бит) Китано (капитан Тосидзо Хидзиката), Рюхэй Матсуда (самурай Содзабуро Кано), Синдзи Такеда (лейтенант Содзи Окита), Йоити Саи (командир Исами Кондо), Таданобу Осана (самурай Хиотсо Таширо), Кодзи Матоба (самурай Хейбей Сугано), Маса Томиес (инспектор Йо Тамадзаки), Масато Ибу (офицер Козитару Ито), Уно Канда (гейша), Кей Сато (рассказчик), Томоро Тагучи (самурай Тодзиро Юцава)

Длительность: 100 мин.

Выход в прокат: 
Официальный сайт:

"Всю свою жизнь я провел, разрушая табу"
Нагиса Ошима

Сюжет

Япония, 1865. Древняя страна всё ещё изолирована от остального мира. Высшей доблестью для молодого человека считается вступить в ряды воинов-самураев. Юноша Содзабуро бесстрашен, блестяще владеет мечом, и его принимают в самурайский "эскадрон смерти" Синсенгуми. Содзабуро ещё не знает, что для самурая любовь и смерть всегда неразделимы. Однако вскоре ему предстоит не только осознать, но и почувствовать это - сразу несколько воинов, очарованных его красотой, вступят между собой в смертельную схватку...

Хроника создания

Осень 1995 года. Нагиса Ошима возвращается в Японию из США, удручённый тем, что задуманный им фильм "Голливудский дзен" не может состояться по финансовым причинам. Сестра режиссёра Эйко Ошима и жена Акико Койама рекомендуют ему экранизировать книгу популярного японского писателя Риотаро Сиба о гомосексуальной любви в элитном самурайском корпусе.

Ошима пишет сценарий, находит продюсеров и в январе 1996 года объявляет о начале работы над фильмом "Гохатто" ("Запретный"). Режиссёр приступает к поискам актёра на роль юного самурая Содзабуро, ставшего объектом вожделения и наваждения для воинов отряда Синсенгуми. Более 2 тысяч претендентов проходит перед ним, но никто не устраивает Ошиму.

В феврале 1996, после длительного авиаперелёта, в аэропорту Хитроу, Ошиму настигает инсульт.

В январе 1998 после двух лет болезни и реабилитации Нагиса Ошима вновь чувствует в себе силы вернуться к работе. Он всё ещё озабочен поисками актёра на роль Содзабуро, потому что пока не будет найден юноша, обладающий необходимой харизмой, о съёмках фильма не может быть и речи.

Кто-то рассказывает режиссёру о Рюхэи Матсуда, сыне легендарного японского актёра Юсаки Матсуда, снимавшегося у Ридли Скотта в ленте "Чёрный дождь". В июне 1998 Ошима знакомится с Матсудой и видит, что в этом школьнике есть то сочетание внешней привлекательности и внутреннего магнетизма, которое он так долго искал.

Студия "Shochiku" объявляет, что она готова выделить половину необходимого бюджета - 600 млн. йен (5,7 млн. долларов) - и начинает искать зарубежных партнеров для покрытия второй половины. Так постепенно к финансированию подключаются независимый продюсер Сатору Исеки (участвовавший до этого в создании пеплума Чена Кайге "Император и убийца"), британский продюсер Джереми Томас (продюсировавший фильм Ошимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!") и французские кинокомпании "Le Studio Canal +" и "Bac Films".

В конце 1998 года Нагиса Ошима собирает большинство съёмочной группы и исполнителей ролей, включая культового актёра и режиссёра Такеши Китано, который когда-то сыграл свою первую драматическую роль в фильме Ошима "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!". Несмотря на свою занятость, включающую почти ежедневные появления на телевидении, Китано соглашается сыграть в "Гохатто" главную роль самурая-ветерана.

В апреле 1999 года, дождавшись пока Рюхэи Матсуда закончит учёбу в школе, съёмочная группа приступает к съёмкам в Киото. После 13-летнего перерыва, прикованный к инвалидному креслу, Нагиса Ошима попрежнему энергичен и подтверждает свою репутацию одного из самых работоспособных режиссёров японского кино.

В декабре 1999 стены токийского метро оклеены рекламными плакатами к фильму "Гохатто". После его премьеры вся японская пресса пишет о блистательном возвращении Нагисы Ошимы, фильм становится долгоиграющим хитом японских кинотеатров, принеся дистрибьюторам компании "Shochiki" прибыль 7,15 млн. долларов. В мае 2000 картина Нагисы Ошимы, переименованная в "Табу", становится одним из фаворитов конкурсной программы 53-го Каннского кинофестиваля.          (по материалам журнала "Screen International at Cannes")


Режиссер:
НАГИСА ОШИМА
Родился в Киото в 1932 году. Учился в университете Киото на юридическом факультете. В 1954 году стал ассистентом режиссёра в кинокомпании Сётику (Shochiku). Снял несколько короткометражек, а в 1959 году - первый полнометражный фильм "Город любви и надежды". Первый фильм стал поводом к первому скандалу (которых затем было много). Из-за слишком натуралистичного финала, картина шла только вторым экраном в маленьких кинотеатрах. За фильм "Повесть о жестокой юности" (Cruel Story of Youth) в 1960 году Ошима был удостоен премии Гильдии режиссёров Японии "за лучший дебют". Следующая картина "Похороны солнца" (The Sun's Burial) заставила критиков говорить о режиссёре как о лидере "новой волны" японского кино. Фильм "Ночь и туман в Японии" (1960) шёл в кинотеатре только 4 дня, а затем был запрещён.

После этого Ошима покинул студию Сётику и вместе со своей женой актрисой Акико Койама основал независимую компанию Содзося (Sozosha). На этой студии были сделаны фильмы "Добыча" ("The Catch", 1961), "Бунт" (The Revolt), "Забытая имперская армия" (A Forgotten Imperial Army, т/в, док.), "Каменный памятник юности" (Stone Monument Of Youth, т/в, док), "Удовольствия плоти" (The Pleasures Of The Flesh) и многие другие.

В Европе Нагиса Ошима стал известен после того как его фильмы "Смерть через повешение" (Death By Hanging, 1968) и "Церемония" (The Ceremony, 1971) были показаны в Канне.

В 1975 году Ошима, с продюсерским участием Анатоля Домана, снял картину "Империя чувств", основанную на реальных событиях. В 1976 году она стала сенсацией Каннского фестиваля, где её назвали "первым великим эротическим фильмом". Она также получила Специальный приз на МКФ в Чикаго и приз Британской киноакадемии. Несмотря на это, в Японии "Империя чувств" была показана с купюрами.

Двумя годами позже фильм "Империя страсти" принес Ошиме приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне.

Следующий фильм Ошимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" (1983) был сделан в копродукции с Великобританией и Новой Зеландией, а главные роли в нём сыграли Дэвид Боуи, Рюичи Сакамото и Такеши Китано.

В 1986 году свет увидела картина "Макс, моя любовь", снятая Ошимой во Франции с Шарлоттой Ремплинг в главной роли.

Сейчас в фильмографии режиссёра насчитывается 54 картины.


"Где-то в глубине души я, должно быть, испытываю желание убивать мечом. И эта скрытая угроза пронизывает мои фильмы. Так что я - режиссёр со скрытой угрозой".


Из интервью Нагисы Ошима:

- "Риотаро Сиба очень популярен в Японии, его роман "Хроники Синсэнгуми" и лёг в основу сценария. Он рассказывает о падении правления сёгуна Токугавы и восстановлении императорской власти. В детстве я очень интересовался этим периодом японской истории (60-ее годы 19 века) и судьбой "Синсенгуми" - группы самураев, боровшихся против императора Мейджи".

- "Я хотел показать специфику Синсенгуми, которая была связана с тем, что они были последними самураями. На самом деле это было просто сборище людей, завербованных в войска. Борьба шла между теми, кто хотел жить по правилам, и теми, кто хотел изменить ход истории с помощью силы. Но уже в то время (1865 год) эти "силы" были потеснены мощью военной техники, пришедшей с Запада"

- "Меч - катана - был для самураев не столько знаком власти, сколько символом любви и смерти. Для членов Синсенгуми меч был Всем".

- "Гомосексуальность была спецификой этого клана. В замкнутой группе мужчин всегда возникает гомосексуальный аспект. Но в японском обществе не принято было говорить об этом. С моей точки зрения, невозможно понять самурайский мир, сбрасывая со счетов его гомосексуальную сторону".

- "Я остановил свой выбор на нескольких молодых актёрах и непрофессионалах, таких, как например Йоити Саи, мой старый ассистент. Очень трудно найти актёров, которые смогли бы играть самураев. Я чувствовал необходимость перенести на экран "запах убийства", а Саи и Китано это умеют. Вообще, я не очень люблю слишком профессиональных актёров, поэтому я получаю удовольствие от неискушенности молодых исполнителей. Когда-то именно по этой причине я пригласил Такеши Китано (тогда просто комика) на такую важную роль в фильме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!". Китано очень изменился с тех пор, но в нём есть то сочетание внутренней силы и эротизма, которое остается неизменным".

- "Табу" - не исторический фильм в классическом понимании этого жанра. Я старался сделать акцент на красоте и на "аромате убийства", которое было определяющим для людей Синсенгуми. В красоте Содзабуро Кано соединяются эротизм и смерть, и это очень обманчиво".

- "Убивать кого-либо мечом означает сублимацию желания заниматься с этим человеком любовью. Это своего рода вид секса с помощью меча".

- "Я пригласил на "Табу" оператора Тойомити Куриту, с которым я в своё время, хотел снимать фильм "Голливудский дзен". Я выбрал его, потому что у Куриты есть большой опыт работы за пределами Японии с такими американскими кинематографистами как Роберт Олтман и Алан Рудольф".

- "На самом деле кимоно воинов Синсенгуми были голубого цвета. Но художник по костюмам Эми Вада и я решили сделать их чёрными. Я ставлю художественный вымысел выше исторической реальности".

- "Я дал полную свободу композитору Рюичи Сакамото, потому что он интуитивно чувствует стиль моих фильмов".

- "В финальной сцене фильма Хидзиката со словами "Кано слишком красив" срубает мечом цветущее дерево вишни. Для меня этот жест символизирует конец эпохи самураев. Впрочем, эта сцена открыта для интерпретаций".

         (Из интервью журналу "Positif", 10 марта 2000 года)


Aктеры:
ТАКЕШИ КИТАНО, Бит Такеши (Капитан Тосидзо Хидзиката)
Родился в 1947 году. Прославился как комедийная телезвезда под именем Бит Такеши. В 1983 году Нагиса Ошима пригласил его сыграть драматическую роль надсмотрщика сержанта Хара в лагере военнопленных в фильме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" в паре с Дэвидом Боуи, и это стало переломным моментом в судьбе "Бита" Такеши.
С 1989 года Такеши Китано работает как режиссёр. С 1991 - как сценарист, а с 1993 и как монтажёр своих фильмов, в большинстве из которых также играет главные роли. Среди них - "Жестокий полицейский" (1989), "Точка кипения" (1990), "Сцена у моря" (1991), "Сонатина" (1993), "Ребята возвращаются" (1996), "Фейерверк" (1997, Приз "Золотой Лев" на МКФ в Венеции), "Кикуджиро" (1998). Его актёрский стиль получил название "Китано cool".
Ведёт восемь телевизионных шоу в неделю, пишет стихи и романы, занимается живописью.
"Ошима имеет репутацию режиссёра, орущего на актёров во время работы. Я согласился сниматься в "Табу" при условии, что он ни разу не повысит на меня голос. В результате он кричал на всех, кроме меня, но я видел, что он еле сдерживался".

РЮХЭИ МАТСУДА (Содзабуро Кано)
Родился в 1983 году. Сын известного японского актёра Юсаки Матсуда. Увлекался футболом и не думал о карьере актёра. Для съёмок в фильме Рюхэи пришлось учиться ходить в кимоно, драться на мечах и ставить голос. Его герой в книге, лёгшей в основу сценария, описывался как "очаровательный, волшебный юноша с миндалевидными глазами, бледной кожей и словно нарисованными губами".
"Не касаясь вопроса гомосексуальности, мне вполне нравилось быть мужчиной, который привлекает других мужчин. Для этой роли важно было чувствовать себя красивым, и в этом мне помогали одежда и макияж. Когда я глядел на своё отражение в зеркале, я находил себя достаточно женоподобным".

СИНДЗИ ТАКЕДА (лейтенант Содзи Окита)
Родился в 1972 году, начинал в телесериалах. Снимался в фильмах "Культовая семёрка", "Глаза Токио", "Пустые иллюзии". Также занимается музыкой, выступает в телешоу, выпустил свой альбом. Его персонаж в фильме - выдающийся боец на мечах своего времени.
"Инструктируя меня, Ошима просто говорил: "Ты - сильнейший". Поэтому я задумался, а как же чувствует себя сильнейший? Наверное, он должен быть расслабленным, ведь ему не о чем волноваться. Всё, что я должен был делать - это быть расслабленным, но как этого достичь, когда ты работаешь рядом с таким великим актёром как Китано".

ЙОИТИ САИ (командир Исами Кондо)
Родился в 1949 году, начинал как ассистент осветителя. Работал помощником режиссёра на картине Ошимы "Империя чувств", затем сам стал режиссёром. Ошима пригласил его на роль командира самураев из-за его начальственного вида.


Съёмочная группа:

ТОЙОМИТИ КУРИТА (оператор)
Родился в 1950 году. После нескольких лет работы ассистентом оператора в Японии, отправился в США для учёбы в Американском Киноинституте. Работал вместе с Полом Шрёдером над фильмом "Мисима: жизнь в четырёх главах", с Аланом Рудольфом над лентами "Кафе Ванды" и "Модернисты", с Робертом Олтманом над картиной "Колесо Фортуны" ("Счастье Куки"),

ЭМИ ВАДА (художник по костюмам)
Родилась в 1937 году. Работала с Акирой Куросава на фильмах "Ран" и "Сны", с Питером Гринуэем на "Книгах Просперо", была удостоена премии "Эмми" за костюмы к опере "Эдип". Для фильма "Табу" тщательно воссоздала костюмы эпохи, но по замыслу режиссёра поменяла голубой цвет костюмов на более выразительный чёрный.

РЮИЧИ САКАМОТО (композитор)
Родился в 1952 году. Начинал как музыкальный аранжировщик, в конце 70-хх стал в Японии одним из лидеров музыки в стиле "техно поп". В 1983 году дебютировал как автор музыки к фильму Ошимы "Счастливого Рождества, мистер Лоруенс!", где сыграл и одну из главных ролей наряду с другим известнейшим музыкантом - Дэвидом Боуи и Такеши Китано.
В его композиторской фильмографии 16 фильмов, в том числе:
"Счастливого рождества, мистер Лоуренс!" (1983), режиссёр Нагиса Ошима
"Высокие каблуки" (1991) режиссёр Педро Альмодовар,
"Последний император" (1987), "Маленький Будда" (1993), "Расколотое небо" (1990) - режиссёр Бернардо Бертолуччи;
"Глаза змеи" (1998), режиссёр Брайан Де Пальма)

Как актёр снялся в трёх фильмах:
"Счастливого рождества, мистер Лоуренс!" (1983), режиссёр Нагиса Ошима
"Последний император" (1987), режиссёр Бернардо Бертолуччи
"Отель "Новая Роза", (1998), режиссёр Абель Феррара

 

Наши спонсоры:

 

 

.


Drugba 2000

pvban468 1.gif (18699 bytes)     spm111@yandex.ru